Время проведения – 50-60 мин.
Список песен для сценария:
- «До свидания, мальчики», муз. и сл. Б. Окуджава (полный текст, запись);
- «Синий платочек» (исполнитель из числа учащихся);
- «В землянке» муз. К. Листов, сл. А. Суриков (исполняют учащиеся, задействованные в инсценировке);
- «Священная война», муз. А. Александров, сл. В. Лебедев-Кумач
- «Катюша»
- «Эх, дороги», муз. А. Новиков, сл. Л. Ошанин
- «Темная ночь», муз. Н. Богословский, сл. В. Агатов
- «Перелетные птицы», муз. В. Соловьев-Седой, сл. А. Фатьянов
- «Ехал я из Берлина»
- «Журавли» муз. Я. Френкель, сл. Р. Гамзатов («минусовки», записи с текстом);
- «Смуглянка» (исполняется группой учащихся);
- «Нам нужна одна Победа», муз. и сл. Б. Окуджава (полный текст, запись);
- «Дорога на Берлин» (исполняет группа учащихся);
- «День Победы» (хоровое исполнение участниками представления);
- «Венский вальс» (полный текст, запись).
Зал оформлен празднично, с использованием тематических плакатов. Сцена оформлена нейтрально. В зависимости от действия добавляются отдельные элементы декорации.
Звучит вальс. На сцене танцующие пары празднично одетых молодых людей. Это вчерашние школьники кружатся в танце на выпускном балу. Вдруг мирная картина резко меняется. Раздаются звуки бомбежки, слышится завывание сирены. Молодые люди приходят в смятение, поспешно скрываются за кулисами. Звучит песня Б. Окуджавы «До свидания, мальчики».
По сцене проходит отряд новобранцев. Их провожает разно-возрастная группа людей, преимущественно женщин и детей. Затем от толпы отделяется несколько девушек, они вручают свернутые бальные платья девочкам и уходят вслед за юношами. Провожающие, постояв до окончания песни, уходят в противоположную сторону.
(На опустевшей сцене появляются ведущие, девушка и юноша, одетые в строгую одежду по моде 40-х.)
Ведущий: Так начиналась эта страшная, кровопролитная война, унесшая 27 миллионов жизней советских людей.
Ведущая: От 22 июня 1941 года до 9 мая 1945 года – 1418 дней и ночей. Все это время наши люди неустанно ковали победу – на фронте и в тылу.
Ведущий: Чтобы поддержать боевой дух солдат на фронт выезжали бригады артистов, которые давали концерты на передовой.
Ведущая: И наш праздничный концерт посвящается тем самым фронтовым концертам.
Ведущий: Во время этих представлений артисты исполняли песни, читали стихи, показывали театральные постановки и произведения других жанров.
Ведущая: Некоторые песни особо полюбились бойцам. Например, песня «Синий платочек», которую исполняли многие певцы и певицы, но лучше всех она звучала из уст Клавдии Шульженко.
Ведущий: Сегодня эту песню для вас исполнит…
(Исполняется песня «Синий платочек», муз. Е.Петербургского, сл. М.Максимова)
Ведущая: В минуты затишья, на привале бойцы пели сами разные песни.
Ведущий: Давайте представим, как это было.
Инсценировка песни «В землянке». У горящей печки (можно использовать закамуфлированный электрокамин), на табуретках, скамейках, просто на полу сидят одетые в военную форму певцы и исполняют песню.
Ведущая: Какая замечательная песня!
Ведущий: Но таких песен было немало. Это были и песни довоенной поры, и те которые родились во время войны.
Ведущая: (обращается к зрителям): Давайте, попробуем вспомнить, какие военные песни той поры. Сможете ли вы по мелодии угадать песню.
(Звучит подборка «минусовок» военных песен. Зрители отгадывают и под руководством ведущих исполняют хором по одному куплету. Достаточно подобрать 5-6 песен.)
Ведущий: Забавные сценки, показанные артистами не передовой, не только вызывали смех, поднимая настроение солдат, но и вызывали гордость за силу нашего оружия.
Ведущая: Давайте посмотрим сценку «Компанейский парень».
(На сцену выходят два старшеклассника, одетые в стилизованную немецкую форму. Между ними происходит короткий диалог.)
— Почему ты так дрожишь, Шульц?
— Понимаешь, почему-то земля дрожит от русской артиллерии, вот и я с ней дрожу за компанию.
Ведущий: Не за звания и награды воевали наши солдаты. Они сражались за Родину, защищали своих матерей, жен, сестер, детей. Как говорил герой Александра Твардовского Василий Теркин…
Ведущая: А это он нам сейчас сам скажет.
(На сцене появляется старшеклассник, одетый в военную форму и произносит монолог Теркина о награде )
Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль…
… И шутил бы я со всеми,
И была б меж них одна...
И медаль на это время
Мне, друзья, вот так нужна!
Ведущий: Вот и выходит, что награды нужны были не на войне, а после, когда можно будет перед девчонками покрасоваться, свою отвагу показать.
Ведущая: А девчонки ждут-не дождутся своих любимых и всеми силами стараются помочь своим трудом в тылу, чтобы быстрее изгнать вражескую нечисть с родной земли. Когда же выдается свободная минутка, поют озорные частушки на злободневную тему.
(На сцене появляется несколько девушек в разноцветных платьях и косынках. Они исполняют частушки военных лет.)
На побывочку из армии
Приехал дорогой.
На груди его медали,
Да и орден боевой.
Брата в армию призвали,
Я полна заботою,
Вместо брата, на заводе
Слесарем работаю.
Били немцев под Смоленском,
Разгромили под Москвой,
Удирают фрицы наглые
В Германию домой.
Данные частушки приведены в качестве примера. Можно найти любые другие в иных источниках.
Ведущий: Наши отважные воины не только смело били врага на земле, в воздухе и на воде, но и находили время, чтобы поучаствовать в полковой самодеятельности. И сейчас мы сможем увидеть выступление такого музыкального ансамбля.
Выходит несколько ребят, одетых в военную форму, с различными музыкальными инструментами. Они исполняют песню «Смуглянка». Можно под фонограмму, с имитацией игры на музыкальных инструментах.
Перед исполнением руководитель ансамбля произносит известную фразу из к/ф «В бой идут одни старики»: «Арфы нет, возьмите бубен!» и бросает названный инструмент одному из музыкантов, который ловко его подхватывает. Далее исполняется песня. По окончании номера артисты кланяются и уходят.
Ведущая: Отличная песня и исполнение замечательное! А знаешь что в ней самое примечательное?
Ведущий: Что?
Ведущая: То, что она затрагивает одну из самых важных составляющих борьбы с врагом на нашей земле – партизанское движение.
Ведущий: Действительно, партизанское движение в годы Великой Отечественной войны было массовым. Жители, оказавшиеся на оккупированной врагом территории, уходили в партизаны тысячами. По данным 1944 года численность партизан превысила один миллион. Цель была одна – сражаться с захватчиком до победного конца. Партизаны совершали диверсии на транспорте, чтобы нарушить автомобильное, железнодорожное и воздушное сообщение врага, а также подрывали работу линий связи. Личная отвага и слаженность действий партизанских отрядов позволили значительно ослабить мощь военной машины нацистов, повлиять на ход войны в целом и приблизить Великую Победу.
Ведущая: В рядах партизан воевали не только взрослые, но и подростки и даже дети. Численность бойцов в возрасте до 16 лет составляла несколько тысяч. Многие из них проявили беспримерное мужество и героизм в борьбе с захватчиками, за что были удостоены высоких государственных наград.
Ведущий: Четверо – Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова и Валя Котик – самые юные Герои Советского Союза, получившие это высокое звание, к сожалению, посмертно.
(Во время этого сообщения на видеостене появляются фотографии юных героев-партизан.)
Ведущая: История их подвига пример беззаветной любви к Родине, урок для всех нас.
Ведущий: В истории партизанского движения есть героические, есть трагические страницы, но и занимательных, курьезных случаев было немало. Взять хотя бы историю с партизанскими радистами и шифром.
Сценка «Партизанский шифр»
На сцене обстановка партизанской землянки. Грубо сколоченный стол, табурет. За столом у рации сидит радист. Рядом стоит командир отряда.
Командир: Слушай, Иван, опять немцы наш шифр раскрыли. Простенький он больно. Нужно что-то придумать, чтобы не смогли вражеские дешифровальщики наши сообщения понять.
Радист: Другой шифр придумывать – морока, да и откуда знать, что не разгадают фрицы, специалисты у них головастые.
(Оба на некоторое время задумываются. Командир ходит взад вперед по сцене. Радист что-то пишет и вдруг радостно восклицает.)
Радист: Товарищ командир, у меня есть идея!
Командир: (останавливаясь у стола): Какая идея? Выкладывай!
Радист: А давайте мы будем отправлять шифровки с орфографическими ошибками.
Командир: Это как?
Радист: А вот так: нужно нам передать «самолет», а мы передадим «сомалет». Вместо «бронетранспортера» напишем «бранетранспантер».
Командир: А вместо «автомата» — «овтамат». Я, кажется, понял твою идею. В словарях-то таких слов нет. Немцы не додумаются, а наши поймут, в чем дело. Молодец! Шифруй радиограмму.
Радист: (радостно): Есть!
Ведущая: Вот так, где силой, отвагой и упорством, где умом, смекалкой и хитростью, сражался наш народ с жестоким завоевателем.
Ведущий: Врага били со всех сторон, и он отступал, а наша армия продвигалась все дальше на запад, чтобы добить фашистского зверя в его логове.
Ведущая: Успехи Красной армии обеспечили не только смелые солдаты и грамотное командование, но возросшие возможности советской экономики и героический труд советских людей, мобилизованных на решение главной задачи — всё для фронта, всё для победы.
Ведущий: Конструкторы и инженеры разрабатывали новые виды вооружения, совершенствовали и модернизировали действующие боевые машины, рабочие на заводах создавали десятки тысяч единиц военной техники.
Ведущая: Среди легендарного оружия, ставшего символами победы нашей страны в Великой Отечественной войне, особое место занимают гвардейские реактивные минометы, прозванные в народе «Катюша». Характерный силуэт грузовика 40-х годов с наклонной конструкцией вместо кузова — такой же символ стойкости, героизма и отваги советских воинов, как, скажем, танк Т-34, штурмовик Ил-2 или пушка ЗиС-3.
Ведущий: Именно эту технику можно увидеть на документальных кадрах, запечатлевших бои Великой Отечественной войны.
(На видео-экране демонстрируются эпизоды документальных фильмов о войне под запись песни «Нам нужна одна Победа» Б. Окуджавы.)
Ведущая: И вот она – Дорога на Берлин!
(Исполняется песня «Дорога на Берлин», с элементами инсценировки. Исполнители одеты в военную форму, девушки также одетые в военную форму при соответствующих словах в песне проносят по сцене указатели с названиями городов и улиц.)
С боем взяли мы Орел (проносится указатель с надписью ОРЕЛ), город весь прошли,
И последней улицы название прочли,
А название такое, право, слово боевое:
Брянская улица (проносится указатель с надписью ул. БРЯНСКАЯ) по городу идет —
Значит нам туда дорога, значит нам туда дорога,
Брянская улица на запад нас ведёт.
………………………………………………………
С боем взяли мы Варшаву (ВАРШАВА), город весь прошли,
И последней улицы название прочли,
А название такое, право, слово боевое:
Берлинская улица (ул. БЕРЛИНСКАЯ) по городу идет!
Значит нам туда дорога, значит нам туда дорога!
(Выносится последний указатель с надписью БЕРЛИН и высоко поднимается над головой)
Появляются ведущие, одетые по-праздничному.
Ведущий (торжественно): 2 мая 1945 года Берлин капитулировал, а в ночь с 8 на 9 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
(Заключительная сцена. Все участники праздничного концерта выходят на сцену и исполняют песню «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова. )
Ведущая: Поздравляем всех, в первую очередь ветеранов, с великим праздником – 75-летием Победы в Великой Отечественной войне!
Ведущий: А наш праздник продолжается.
(Звучит запись песни «Венский вальс» муз. И. Лученок, сл. М. Ясень. Ведущие вальсируют по залу, вовлекая других участников мероприятия в танец.)
Далее следует подборка песен и музыки военных лет для поддержания праздничного настроения.
Завершить мероприятие можно высадкой 75 саженцев деревьев (береза, липа, рябина) на заранее подготовленном участке.
Автор: Кулёмина Ольга, специально для сайта sovet-podarok.ru